Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал.
Ребята, у нас сегодня много гостей, Давайте с ними поздороваемся. А так как мы живем в Северной Осетии, давайте поздороваемся на осетинском языке.
Малая родина- это та земля, на которой вы родились, это родной край, где вам знакомы и воздух и травинки, и шум листвы и пенье птиц.
Что для нас с вами является малой родиной или родным краем?
Дети: это край, где мы родились, где мы живем.
- Вот как отзывается о родном крае осетинский поэт Георгий Кайтуков. Читает ребенок.
Слайд №1
- я горные края, Где луч в снегах играет светлый. Пускай вершины безответны, Но им в любви признаюсь я!... …С вершин виднее вся земля, Как на развернутом экране Весь мир полней и многогранней: Леса, дороги и поля…
В-ль. О каком крае говорится в стихотворении?
Дети. О нашей республике Северной Осетии.
Слайд № 2
- Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, хвойных и смешанных лесов. А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие, удивительное и необычное. Садитесь, мы с вами посмотрим фильм.
Слайд № 3.
В-ль. Ребята, а что же все-таки означает природа?
Дети. Природа - это горы, пещеры; леса, луга; реки, водопады….
В- ль. Правильно! Это все, что нас окружает.
Какие растения растут в нашем краю?
Дети. Колокольчик, примула, подснежник, медуница, чабрец, камнеломка.
Слайд № 4.
В-ль. Молодцы! Вы знаете растения нашего края. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что где растет». Для этой игры мы используем панно «Мой край». На подносе лежат изображения растений. Ваша задача разместить растения там, где они растут. (дети берут карточки с растением и размещают их на панно, одновременно комментируя действия: чабрец- высоко в горах, тысячелистник – на лугу, медуница – в лесу…)
В-ль. Молодцы! Справились с заданием.
Физминутка
- лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают и по – прежнему цветут.
В-ль. Разнообразен животный мир Северной Осетии. Каких животных в нашем краю вы знаете?
Дети. Зубр, кубанский тур, снежный барс, корсак, серна.
Слайд № 5.
В-ль. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живет». Надо соединить линией животных с местом их обитания.
Дети подходят к столам и выполняют задание.
В-ль. Чтобы не исчезли на земле растения и животные, что нужно делать?
Дети. Охранять природу, заботится о ней.
В-ль. Что для этого люди создают и делают?
Дети. Создают заповедники, заказники.
В-ль. В наших горах и лесах обитают животные, которые нигде не встречаются. Какие это животные?
Дети. Кубанский тур, снежный барс, корсак.
В-ль. Эти животные занесены в Красную книгу(показ книги). Мы с вами рассматривали красную книгу России.
Слайд №6.
В-ль: А как вы думаете, кто виноват в том, что эти животные попали на страницы «Красной книги».
Дети. Люди (оставляют мусор, вырубают и поджигают леса, убивают животных (экологические знаки)
Слайд №7.
В – ль. А каких животных заносят в Красную книгу?
Дети. Исчезающие, исчезнувшие.
В-ль. А почему книгу называют Красной, а не синей, зеленой?
Дети. Красный цвет – сигнал тревоги, опасности.
В-ль. Он как сигнал светофора предупреждает: «Осторожно, может случится беда.» А страницы у нее разноцветные. Какого цвета у нее страницы и что они обозначают?
Слайд №8.
Дети. Красная – редких животных, белая - которые мало изучены, желтая – количество, которых быстро снижаются, зеленая – которых удалось сохранить, черная – которых уже нет.
В – ль. А сейчас мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет храниться у нас в группе.
В лоточках лежат картинки с животными. Выбрать животное и поместить на цветную страницу (наклеить). Воспитатель собирает Красную книгу. А ребенок читает стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Восп-ль: Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас книга!
Мы с вами будем стараться, чтобы в нашей книге появлялось все больше и больше зеленых страничек.
Итог занятия.
Природа родного края
Образовательные задачи:
1.Расширять представление детей о природе родного края.
2. Познакомить с Красной книгой республики Северная Осетия-Алания.
3. Закрепить знания названий растений и животных родного края, условий необходимых для их развития.
4. Закреплять умение группировать растения по месту их произрастания.
5. Продолжать работу по обогащению словаря.
Развивающие задачи:
1.Развивать наблюдательность и дифференцированное восприятие.
2.Развивать активность и самостоятельность мышления.
3.Развивать навыки выразительного исполнения стихов, обогащая музыкальные впечатления детей, приобщая их к музыкальной культуре.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.
Методические приемы: художественное слово, беседа, вопросы, поощрения, обобщение, дидактические игры : «Что где растет?», «Кто где живет?»
- работа: заповедники, заказники, медуница, чабрец, тысячелистник, корсак, камышовый кот, кубанский тур, агашсу (пер. с осетинского здравствуйте), фандарашт (пер. с осетинского до свидания).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, слушание музыки.
- к занятию: картинки с животными и растениями, слайды, панно, перфокарты, фломастеры, клей-карандаш, цветные листы.
Природа родного края
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности
в старшей группе
Воспитатель МБДОУ №23
с.Киевского
Херсоненко Т.А.
с.Киевское
2017 г. |